Зачем обучать?
Самообучающая компания: преимущества, сильные стороны и риски. Понятие наставничества, ситуации, в которых оно применимо, цели компании. Многообразие целей и способов обучения. Преимущества наставничества. Наставничество: как его внедрять, что учесть, как выявить потребность в обучении. Принцип системности и преемственности. Ошибки при построении системы наставничества. Законы обучения взрослых. Основы мотивации сотрудника.
Кого обучать и чему?
Базовые принципы руководства в стиле наставничества. Понятие компетенции и их роль. План развития сотрудника. Понятия «зона ближайшего развития». Знания-умения-навыки. Принцип «съесть слона по кусочкам». Выбор тактики в зависимости от развития сотрудника. Учет индивидуальных особенностей обучаемого. Особенности работы с новым сотрудником в период его адаптации (первые 2 месяца работы). Введение в должность.
Кто будет обучать?
Поведение наставника: необходимые качества, умения и установки. Функции наставника. Создание атмосферы доверия. Стили обучения: «инструктор», «продавец идей», «делегирующий». Выбор стиля взаимодействия с обучаемым. Зона ответственности наставника, кодекс наставника. Правила взаимодействия с обучаемым, запретные формулировки. Понятие контакта.
Как обучать?
Многообразие методов, их преимущества и слабые стороны, критерии выбора оптимального метода.
- Формальное обучение через инструкции, алгоритмы, схемы и правила.
- Обучение через постановку обучающих задач. Характеристики грамотной постановки задачи; технологии усиления постановки задач.
- Управленческая беседа, обучающий диалог с сотрудником: схема в 3 шага. Типы вопросов, их цели и последовательность. Открытые вопросы, подталкивающие вопросы. Способы переформулирования. Моделирование вопросов.
- Моделирование ситуаций, тренировка.
- Полевое обучение.
Как закреплять?
Правила обратной связи. Алгоритм обратной связи. Приемы наставника. Баланс позитива и ресурсов. Факторы, влияющие на способность воспринимать критику. Невербальные признаки принятия \ непринятия информации. Контроль за выполнением обучающих задач: предварительный – текущий – финишный. Позитивные перемены. Закрепление результатов обучения. Контроль результатов. Трансляция ожиданий от поведения обучаемого. Динамика обучения. Формирование самомотивации на обучение.